«ПРИВАТБАНК»: КАК НЕЗАМЕТНО ОБЩИПАТЬ КЛИЕНТА

 
 

«ПРИВАТБАНК»: КАК НЕЗАМЕТНО ОБЩИПАТЬ КЛИЕНТА




"Украина Криминальная" http://www.cripo.com.ua

[2005-12-16 09:44]

В редакцию «УК» обратились сразу несколько граждан - пользователей пластиковыми карточками с жалобами на различного рода нарушения обязательств со стороны «Приватбанка». Жалобы и сетования на деятельность «Привата» поступали в наш адрес и раньше, однако в последнее время, по законам диалектики, их количество переросло в качество. Что вынуждает нас обратить на эту проблему более пристальное внимание.
Итак, опишем два наиболее существенных и часто повторяющихся нарушения «Приватбанком» обязательств в отношении клиентов по так называемым «карточным» программам на примерах отдельных пользователей, где нарушения мы можем подтвердить документально.

«Копеечка к копеечке – старому еврею на новый смычок»
(русская народная поговорка)

Гражданин Т-ч Владимир Владимирович является клиентом «Привата» по программе т. н. зарплатного обслуживания, при котором на карточный счет клиента выплачивается заработная плата. Заметим, что в последнее время данная программа стала весьма популярной практически среди всех банков Украины. Более того, эксперты считают, что именно с ее внедрения платежные карты, как финансовый инструмент и начали свое массовое развитие в Украине.

Однако, гражданин Т-ч в определенный период свого сотрудничества с «Приватбанком» пожалел об участиии в карточной программе и разочаровался в финансовых инструментах вследствие участия в весьма неприятной истории.
Предприятие, на котором работал Т-ч, перечислило ему на карточный счет в «Приватбанке» зарплату, что полностью подтверждается несколькими документами – випиской о списании денег со счета предприятия в пользу Т-ча, выпиской о поступлении денег на счет. Деньги по документам были зачислены в тот же день, и жалоб, казалось, быть не должно.

Но вечером того же дня банкомат выдал чек, по которому, денег на счету Т-ча не оказалось. Полагая, что деньги просто не успели зачислится на счет, Т-ч посетил банкомат на следующий день, однако результат оказался тем же. В этот момент Т-ч и почувствовал неладное. Бухгалтерия пояснила, что деньги перечислены еще вчера, подкрепив свое утверждение соответствующей выпиской, при чем Т-ч узнал, что не у него одного подобные проблемы. Непоступление денег констатировали коллеги Т-ча по работе, а также другие клиенты «Приватбанка», осаждающие банкоматы.

Попытки выяснить отношения с «Приватбанком» имели пикантные последствия. Обратившемуся в «Приватбанк» Т-чу пояснили, что деньги на счет поступили, однако…Т-ч их же и снял в течении получаса после поступления на счет, о чем даже предоставили выписки и копии чеков!
Т-ч сразу же заявил, что денег он не снимал, и очевидно, налицо какая-то несуразица, с которой следует разобраться. С редким единодушием работники «Приватбанка» просто отказались от дальнейшего общения с клиентом, по сути, выставив его за дверь. В течении месяца Т-ч тщетно пытался добится от банка взаимности и понимания, прося хотя бы разобраться. Впрочем, такие попытки впоследствии оказались весьма успешными. В один прекрасный день Т-ч, без особых надежд на успех «проведав» банкомат обнаружил… на счету сумму, которую он несколькима неделями ранее, по утверждению «Приватбанка», якобы снял с карточного счета… Справедливость, казалось бы, восторжествовала, и клиент должен быть удовлетворен, но так ли это на самом деле?

Ситуации, при которых в счетах пользователей платежных карточек покопались неизвестные злоумышленники, становятся, к сожалению, реалиями сегодняшнего дня. И «УК», кстати, об этом неоднократно уже писала. В случае выявления подобных обстоятельств, приличный и мало-мальски уважающий себя банк, получив соответствующее заявление от клиента, немедленно блокирует карточку и прекращает операции, как говорится, до выяснения. Более того, практически каждый банк без особого риска принимает аналогичное самостоятельное решение о блокировке операций по счету при наличии подозрений относительно законности производимых операций по счету клиента, либо сомнения в том, что операции производит именно клиент.

Практически каждый из читателей «УК» - пользователь платежной карточки - знает, что если даже в ближнем зарубежье расплатится за пятидолларовый обед в фаст-фуде посредством карточки, через час-другой ему позвонят из банка-эмитента карточки и ненавязчиво поинтересуются, не Вы ли час назад обедали и расплачивались в закусочной, скажем так, в Кракове или Будапеште? Получив утвердительный ответ, банковские служащие уже не будут особо переживать и сомневаться по поводу поступления из страны пребывания платежных документов на списание денег с Вашего счета. Не получив доступа к Вам банк может по самостоятельной инициативе заболокировать Вашу карточку.

Банк (заметим - приличный банк), таким образом действительно заботится о клиенте, сохраняя его деньги. Проще подстраховаться и уберечь от списания с клиента всей наличности, находящейся на карточке (тем более, что большинство банков в типовых договорах эти моменты пытаются урегулировать). Карточка у Вас могла быть украдена неделю назад и Вы, находясь в Киеве и не заметив ее пропажи, даже не подозреваете, что Вашей карточкой расплатились за покупку в Канаде или Бразилии. Либо же карточка при Вас, а злоумышленники используют для списания с Вашего счета разного рода дублирующие устройства, копии и заменители. Могло произойти внешнее вмешательство в информационные системы через т. н. хакеров, вследствие чего клиенты также могли не досчитатся своих сбережений.

Практически в каждом случае деньги Вы потеряете, и никто Вам их не вернет. Ответственность банков минимальна, и возвратом денежных средств, потерянных в таком случае, профессионально и успешно занимаются лишь несколько опытнейших юристов. Мы еще вернемся к этой теме, однако заметим, что поведение банка остается неизменным – немедленная блокировка карточки и проведение соответсвующих расследований, обращение в правоохранительные органы и другие, логично объяснимые действия…

Однако, в нашем случае, «Приватбанк» ничего подобного не сделал! Заявленная клиентом, как «возможно засвеченная», карточка имела доступ к банкомату, ежедневно по ней получали выписки, и если бы на счет поступило нескольно десятков тысяч гривен – инициатор мог бы свободно ими воспользоваться. «Приватбанк» не уведомил правоохранительные органы, и ничего не сделал для выяснения обстоятельств списания денег.

Если банк в такой ситуации нечего не сделал – за это нужно немедленно отнимать лицензию. Банк, с таким уровнем отношения к безопасности средств клиентов, просто не имеет права на работу. Это все равно, что просто положить свои деньги на улице, на видном месте, прикрыв клочком газеты – уровень безопасности примерно одинаков.

Наше личное убеждение относительно обоснования такого поведения «Приватбанка» следующее: с самого начала «Приватбанк» знал, что деньги клиента Т-ча (а равно и тысяч либо миллионов других клиентиов) никуда на самом деле не делись. Их якобы списание по банкоматам в определенных суммах было запрограмировано и контролировано. Потому, на обращения клиентов никто не реагировал и не беспокоился. И в правоохранительные органы банк поэтому не обращался – к слову сказать, за заведомо неправдивый донос предусмотрена уголовная ответственность (ст. 383 УК Украины).

Деньги находились в банке и были таким образом на несколько дней (недель) «изъяты» у клиентов для более приоритетных целей «Приватбанка». Для полноты исследования заметим (сразу оговариваясь, что это может быть и простым совпадением), что описанные несуразицы с получением денег происходили как раз на пике государственно-публичных разборок по поводу собственности в отношении печально известного НЗФ.
Пикантно, не так ли?

После минования потребности, деньги (в масштабах якобы списанной ранее суммы) были зачислены на счет клиентов без каких либо объяснений и мотивов. Допускаем, что в качестве «отмазки» могут всплыть высказывания - «компютерные вирусы», или что-то подобное. Повторимся, что даже в случае реальной «компютерной атаки» банк в день обращения клиента должен был заблокировать карточки с тем, чтобы упредить возможные злоупотребления.
Представьте, что значит в масштабах Украины по всей системе «Приватбанка» заблокировать на пару-тройку дней у каждого клиента хотя бы по тысяче гривен? Заблокированный и изъятый из оборота ресурс по масштабам может доходить до миллиарда гривен! Одни проценты могут составлять до нескольких десятков миллионов гривен. Овчинка, как говорится, стоит выделки… Деньги легко и изящно зарабатываются на пустом месте.

А вот еще одна интересная особенность зарабатывания денег «Приватбанком» на доверчивых клиентах. Кстати, подсказана нам клиентами «Приватбанка». Итак:
При снятии наличных в банкомате, «Приватбанк» удерживает с клиентов 0,75% комиссионных, о чем каждый раз честно предупреждает, и что предусмотрено договором об обслуживании. Но!..

Если клиент снимает, к примеру, 20 грн., то сумма комиссионных составляет 15 коп. - вроде все правильно и обосновано. Если же снимаемая сумма будет 10 грн., то 0,75% составляют 7,5 копейки. Улавливаете?

«Приватбанк», естественно, округляет эту сумму в бОльшую сторону - до 8 коп.
Таким образом, каждый раз, когда сумма снимаемых средств не кратна 20, происходит округление.
Этот каждый раз наступает в случаях 10 грн., 30 грн., 50 грн., 70 грн., 90 грн., 110 грн., 130 грн., и т.п.

Доказанный факт - это уже не 0,75%, а 0,8%! Но «Приватбанк» говорит о 0,75%, и именно этой ставкой заманивает и привлекает к себе клиентов!

Заметим, что проведенный аналитиками «УК» анализ тарифов на обналичивание денег через банкоматы большинством украинских банков позиционируется в размере 0,8%. И среди этих ставок «Приватбанк» выгодно, на первый взгляд, отличается щепетильностью и льготой в 0,5%. Как видим, необоснованно…
Налицо недобросовестная реклама, в результате дающая «Приватбанку» дополнительные и незаслуженные преимущества…
Почему бы «Приватбанку», с позиции честности, например, не вести расчет с точностью до второй цифры после запятой? Не думаем, что это очень сложно.
Или научиться округлять в мЕньшую сторону, то есть не в свою пользу, а в пользу клиента, пойти ему навстречу?

Мелочь вроде бы, но вы только представьте, сколько людей на Украине, пользуясь подобными карточками платят эти копейки КАЖДЫЙ ДЕНЬ! Копейки, которые в конечном итоге выливаются в "с миру по нитке..."…

Опять же суммы составляют до нескольких миллионов гривен прибыли каждый месяц. На пустом месте.

Вот так и живут в Украине ПРИВАТные карточные шулера, изыскавшие на пустом месте весьма недурной способ пополнения собственных карманов.

Традиционно надеемся на то, что компетентные органы дадут надлежащую правовую оценку описанным выше действиям «Приватбанка», и уведомят нас о полученных результатах, которые станут достоянием читателей «УК».

Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»


Создан 22 мая 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником